Запчасти для автомобилей. Продажа запчастей как бизнес
По статистическим данным с каждым годом количество автомобилей на постсоветском пространстве увеличивается. Причем не на один или два процента, а на 20 – 25%! Значит, автомобили продаются. Продаются и запчасти для автомобилей. И это вполне качественная тема для бизнеса. Скажете конкуренция? Снова скажу, что конкуренция есть везде. И открою страшную тайну – большинство предпринимателей в предлагаемой нише не умеют торговать.
Вчера мне позвонил знакомый и рассказал о приближающемся крахе очередного такого торговца, который не захотел учитывать изменения, которые произошли за последние годы на рынке автозапчастей. Знаю этого человека 17 лет. На моих глазах он начинал. На моих глазах превратился в крутого торговца и вот наступает финал. Ведь все это описано в умных книгах по управлению предприятиями (S-образная кривая жизненного цикла предприятия) и все этапы прописаны. Надо их просто знать.
Знаю еще двух предпринимателей (они также возят запчасти для автомобилей), модель поведения которых мне представляется очень успешной. Но надо еще учесть личности этих двух успешных людей. Это очень обязательные и ответственные люди (чего я не могу сказать о том торговце, который близок к краху), их порядочность вызывает уважение. Они работают без лишней помпы, но те, кому надо о них знают. Они всегда готовы пойти на выручку, и я лично пользовался этой их любезностью, за что им отдельное большое спасибо.
Итак, если вас интересует бизнес идея, связанная с автомобилями, то продажа запчастей является одной из возможных к реализации. Прежде, чем входить в этот бизнес, стоит год – два поучиться и сделать это просто путем устройства на работу в действующий магазин запчастей. Понятно, что вы не должны даже намека сделать, что собираетесь после стажировки открыть свой магазин. Во время стажировки постарайтесь овладеть максимумом информации.
Вопросы для исследования (вам необходимо будет определиться в направлении вашей будущей работы) с точки зрения нишевания – на какие модели и торговые марки автомобилей вы готовы будете ориентироваться, будете ли вы предлагать клиентам вашего будущего магазина наряду с новыми запчастями бывшие в употреблении, будете ли вы ориентироваться только на запчасти оригинальные (ОЕМ) или будете подключать запчасти вторичных производителей. Будете ли вы включать в свой ассортимент кузовные запчасти или будете работать только под заказ.
Особого внимания требует исследование возможностей продажи расходных материалов и автомобильной химии. На этом же уровне автомасла. Представьте себе в магазине на полках стоят автомасла ста производителей, у вас нет продавца, который понимает в этих маслах и к вам заходит покупатель, который тоже ничего не понимает и просит масло SAE 15. Что будете делать? Вот с этими нюансами и следует разобраться в процессе стажировки. Напишите себе подробный список вопросов для исследования. Ведите дневник стажировки и записывайте все полученные ответы на сформулированные вопросы. Это будет ваше руководство к действию.
Отмечу еще одно существенное правило для хороших продаж запчастей и расходных материалов. Только активные продажи дадут хороший результат. Всевозможные акции и игра с ценами. Активные рекомендации покупателям. На самом деле продажа запчастей – это искусство быть полезным автомобилистам. Если вы покажете своим клиентам свою экспертность и поможете несколько раз подряд сделать правильный выбор в отношении запчастей и расходных материалов, то получите постоянных клиентов. Эти люди будут ездить только к вам, поскольку автомобилисты самые верные клиенты. И вам останется только продолжать качественно обслуживать постоянных клиентов.
К вашему счастью продавцы в большинстве магазинов запчастей работать в таком ключе не умеют. Обратите внимание на то, что они делают, когда вы как покупатель заходите в какой-нибудь магазин. И вам все станет ясно. Это вам пример как не надо вести бизнес. Кстати для этого и применяется методика оценки «тайный покупатель». Вы можете очень точно понять, как работает тот или иной магазин запчастей.
Обратите внимание, что продажа запчастей уже достаточно давно развернута и в Интернете. Наиболее известна система магазинов exist. Но я считаю, что к интернетному варианту в малых городах можно прийти чуть позже, получив опыт самостоятельной торговли, например с помощью выездной торговли. Такой вариант мне тоже знаком. Есть в поле моего зрения люди, которые в разные дни недели выезжают в разные населенные пункты области, где в эти дни работает авторынок.
Начинать можно с простых запчастей, но для правильной работы вы должны постоянно понимать какой ассортимент является наиболее ходовым в данном районе. Как правило, в малых городах преобладают простые автомобили. Вот на них и следует ориентироваться. Правильной работе должны предшествовать маркетинговые исследования в регионе развертывания торговли.
За свои 16 лет работы в автобизнесе не видел ни одного предпринимателя, который бы грамотно провел маркетинговые исследования на рынке и, что еще важней, сделал по результатам выводы!