Изготовление и установка цепей противоскольжения на УАЗ
Цепи противоскольжения представляют собой разновидность съемного протектора, при помощи которого обычное колесо для шоссе превращается в резину улучшенной проходимости. С точки зрения конструкции цепи на колеса представляют собой связанную проволоку с армированием, равномерно обхватывающую всю длину окружности шины. В состав таких цепей входит два продольных троса, расположенных на окружности колеса внутри и снаружи. Для их соединения между собой используются поперечные элементы или специальные «грунтозацепы», изготовленные из армированной резины.
Применение цепей противоскольжения позволяет существенно повысить проходимость транспортного средства за счет повышения сцепных характеристик покрышек. Это актуально при езде по таким поверхностям, как лед, грязь, рыхлый или мокрый снег и т.д. Например, при поездке за город первые 100 км пути могут пролегать по обычной дороге, покрытой асфальтом, тогда как далее необходимо повернуть на грунтовую трассу, которая и представляет собой «непроходимое» бездорожье.
В этом случае на колеса надевают цепочки против скольжения и продолжают свой путь. В противном случае существенно возрастает риск застрять в непролазной грязи, в результате чего придется искать трактор или другое транспортное средство для буксировки автомобиля. Кроме того, цепи противоскольжения существенно облегчают прохождение таких участков, как крутые подъемы, покрытые льдом, достаточно сложно преодолеваемые даже при наличии шипованной резины.
Виды колесных цепей
Существуют две основные разновидности цепей противоскольжения: мягкие и жесткие. В мягких цепях в роли поперечин выступают резиновые «грунтозацепы», тогда как жесткие соединяются при помощи звеньевых элементов. Кроме того, различают две разновидности рисунка цепей: «лесенка» и «ромбик» (другое название — «соты»). В случае рисунка «лесенка» соединения между продольными тросами выполняются в виде прямых линий, расположенных поперек аналогично веревочной лестнице. Соединения в цепях с рисунком типа «ромб» или «соты» выполняются по диагонали, в результате чего получается переплетенная конструкция.
Цепи противоскольжения также классифицируются по следующим признакам:
- размер;
- форма звеньев или «грунтозацепов»;
- материал изготовления: сталь, алюминий, титан, стеклопластик с армированием и так далее.
В ряде случаев выполняется дополнительное армирование колесных цепных конструкций при помощи металлических шипов. Однозначно ответить на вопрос о том, какую именно разновидность цепей стоит предпочесть, достаточно сложно, поскольку индивидуальные характеристики во многом зависят от планируемых условий эксплуатации. В частности, жесткие цепи лучше, чем мягкие, подходят для передвижения в условиях тяжелого бездорожья, такого как рыхлый снег или грязь.
При этом с жесткими конструкциями связаны и определенные ограничения, поскольку при скорости, превышающей 40 км/ч, возникает риск повреждения трансмиссии. В случае же мягких цепей противоскольжения, оптимально подходящих для обледенелых или немного раскисших участков дороги, можно разгоняться до 80 км/ч. При этом изнашивание резины существенно снижается по сравнению с жесткими цепями.
Аналогичная ситуация и с размерами цепей: увеличение звеньев повышает проходимость, но при этом возрастает и масса конструкции, а движение автомобиля на ровных участках дороги становится более сложным и неприятным. К тому же сильнее нагружается трансмиссия и ускоряется изнашивание резины.
Самостоятельное изготовление
Случается также, что необходимо проехать по бездорожью, а готовой цепи противоскольжения под рукой нет. В такой ситуации можно попытаться изготовить цепи противоскольжения своими руками, используя доступные инструменты и материалы. Для этого понадобятся следующие детали:
- натяжные приспособления;
- цепочка с диаметром проволоки 4-5 мм;
- карабины диаметром 5 мм;
- крючки.
Нарезаем цепь на куски определенного размера. Для изготовления продольных участков потребуется четыре куска, в каждом из которых по 83 звена. Поперечные участки будут изготовлены из шестнадцати 13-звенных куска. Первый поперечный участок крепится на шестом звене продольной цепочки, последний — на двенадцатом. Остальные поперечные цепи закрепляются с интервалом в 10 звеньев. Для соединения поперечных и продольных звеньев используются крючки или кольца. После четвертой поперечной цепочки с одной стороны крепится пятизвенный отрезок. На концах звеньев, расположенных вдоль, устанавливаются карабины. Натяжное приспособление ставится на закрепленном конце карабина, крючок — на другом. На этом цепь можно считать готовой и пригодной для испытания на колесах автомобиля УАЗ.
Монтаж элементов
Цепи, повышающие проходимость, устанавливаются на ведущие колеса транспортного средства. Это можно сделать своими руками двумя основными способами: с подъемом автомашины или без него. Конкретный способ выбирает автовладелец в соответствии со своими практическими навыками и условиями работы. В любом случае установкой цепей желательно заняться еще до выезда на сложный участок трассы.
Опытные владельцы автомобилей УАЗ, набившие руку в этом деле, не испытывают никаких затруднений с самостоятельным надеванием цепей противоскольжения и справляются с этой работой буквально за несколько минут. Новички же достаточно часто сталкиваются с определенными сложностями, в результате чего могут даже отказаться от использования колесных цепей. Поэтому рекомендуется сначала потренироваться и отточить свои навыки на ровной и сухой площадке, чтобы не сталкиваться с подобными сложностями в «полевых условиях», то есть на дороге.
Установка цепей без подъема автомобиля осуществляется следующим образом:
- цепная конструкция противоскольжения тщательно расправляется таким образом, чтобы ее звенья не накручивались друг на друга, после чего раскладывается на поверхности земли;
- заводят автомобиль УАЗ, наезжают ведущими колесами на разложенную колесную цепь и фиксируют автомашину во избежание самопроизвольного начала движения;
- надевают цепочки на покрышки таким образом, чтобы по внешней стороне колес располагались запорный гак и запирающее кольцо;
- запорный крючок цепляется изнутри колеса к одному из звеньев хвостового участка цепи (3);
- поперечные ветви цепной конструкции равномерно распределяются по всей длине окружности колеса;
- запорный гак вставляется в одно из звеньев, расположенных в конце хвостового участка и разворачивается в направлении запирающего кольца;
- запирающее кольцо вводится в отверстие гака.
Надевание цепи с подъемом включает в себя следующие дополнительные этапы:
- под передними колесами автомашины устанавливаются упоры;
- автомобиль ставится на ручной тормоз;
- колесо выводится на высоту в 2-3 см над уровнем дороги.
Далее установка цепочки противоскольжения на УАЗ своими руками осуществляется описанным выше методом. Демонтаж конструкции осуществляется в обратном порядке. Установив цепь противоскольжения, рекомендуется выполнить ее тестирование, то есть проехать на автомобиле 10-50 метров и при возникновении необходимости выполнить дополнительное натягивание цепи. Для этого запорный гак и запирающий крючок переставляют на следующие звенья в хвосте цепочки.