Возможные неисправности системы охлаждения УАЗ 452
В далеком 1965 году на модели УАЗ 450 установили верхнеклапанный двигатель ГАЗ 21, да и коробка передач уже была 4-ступенчатая. До настоящего времени этот автомобиль пользуется популярностью как в небольших городах, так и в селах, заменяя санитарные и аварийные машины во многих учреждениях. Так как УАЗ 452 может преодолеть снежные насыпи толщиной до 50 см и при этом везти около 800 кг груза, он устраивает даже военных. Поскольку автомобиль чем-то напоминал кирпичик хлеба, ему дали прозвище «буханка».
Для безопасной эксплуатации машины нагреваемые детали мотора во время его работы необходимо охлаждать. Для этого были созданы следующие системы охлаждения двигателя:
- закрытого типа (жидкостная);
- открытого типа (воздушная);
- смешанная.
Охлаждающая жидкость циркулирует следующими способами.
- Принудительный — циркуляция при помощи насоса.
- Термосифонный — за счет самотека жидкости. Нагретая жидкость поднимается, а холодная опускается.
- Комбинированный — головки блоков цилиндров, которые нагреваются больше других деталей двигателя, охлаждаются принудительно, а сам цилиндр — термосифонным способом.
Принцип охлаждения двигателя
Главной задачей системы охлаждения двигателя является соблюдение температурного режима. Температура газов, образующихся в цилиндре мотора, может достичь 2000°. Тепло, которое выделяется, частично преобразуется в полезную энергию. Остальное тепло выводится в атмосферу при помощи системы охлаждения.
В случае поломки или малейшей неисправности системы происходит излишнее повышение температуры, которое влечет за собой выгорание смазки, а это является причиной быстрого износа деталей.
Но и чрезмерное снижение температуры мотора нежелательно. Мощность холодного двигателя становится меньше, а вязкость смазки увеличивается.
УАЗ «буханка» впервые сошел с конвейера в 1957 году, но популярен и по сей день. Во всех труднодоступных местностях автолюбители отдают предпочтение дешевому, надежному и простому УАЗу 452 модели, а не иностранным внедорожникам. В этом универсальном вездеходе могут одновременно перемещаться до 10 человек и 1 т груза.
Конструкционные элементы
Как и весь автомобиль, система охлаждения «буханки» по-военному проста и надежна. Она включает в себя следующие элементы.
- Радиатор охлаждающей жидкости: необходим для отдачи тепла разогретой жидкости в атмосферу. При производстве данных агрегатов используют такие материалы, как медь и алюминий. По своей конструкции радиаторы разделяют на трубчатые, сотовые и пластинчатые. Чаще всего производители устанавливают на автомобили трубчатые модели. Они состоят из горизонтально расположенных трубок, которые проходят через тонкие пластины, припаянные сверху и снизу. Эти пластины делают устройство жестким и повышают его теплоотдачу. В пластинчатых радиаторах жидкость циркулирует по спаренным пластинам, которые припаяны к резервуарам прибора. Охлажденный воздух при помощи вентилятора проходит между спаренными пластинами. Пластины для покрытия большей площади изготавливают волнистыми. Сердцевиной сотовых радиаторов являются горизонтально расположенные трубки, по которым проходит воздух, охлажденный жидкостью снаружи. Вверху бачка агрегата впаяна горловина, закрывающаяся при помощи пробки и патрубков. Они нужны для присоединения шланга, который подводит жидкость охлаждения к радиатору.
- Масляный радиатор: служит для охлаждения масла при помощи воздуха. Устройство является дополнительным и предназначено для мощных двигателей.
- Решетка: служит для защиты радиатора от переохлаждения, перегрева и попадания различных предметов.
- Радиатор отопителя: по своему строению является уменьшенной копией радиатора охлаждающей жидкости, устанавливается в салоне автомобиля, куда и передает тепло.
- Вентилятор: усиливает поток воздуха, который охлаждает жидкость внутри сердцевины радиатора. Основные элементы вентилятора — крыльчатка и лопасти. Привести лопасти в движение можно разными способами. Механическим, установив на одну ось насос и вентилятор. При этом последний работает беспрерывно, что влечет за собой расход мощности двигателя. В современных схемах такой метод установки агрегата почти не используется. Соединение вентилятора проходит через муфту. При этом агрегат включается только после достижения двигателем определенной температуры. За включение вентилятора отвечает датчик температуры. Чаще всего вентилятор оборудуется электродвигателем. Такая система позволяет регулировать частоту его вращения.
- Центробежный насос: осуществляет принудительное движение жидкости по системе. Насос состоит из алюминиевого корпуса, крыльчатки и сальника. Когда вращается крыльчатка, появляется центробежная сила, поступающая к центру корпуса помпы, при этом охлаждающая жидкость откидывается к стенкам. Сальник не дает жидкости вытекать вместо выхода вала.
- Расширительный бачок: принимает в себя излишки, образующиеся при расширении от нагревания жидкости. Через этот бачок охлаждающая жидкость доливается в систему.
- Термостат — датчик температуры — прибор, при помощи которого осуществляется контроль температуры внутри мотора.
- Водяная рубашка двигателя — полости внутри агрегата, по которым циркулирует жидкость для охлаждения нагретых деталей.
- Антифриз — охлаждающая двигатель жидкость, которую можно использовать при минусовой температуре.
Неисправности и тюнинг охлаждающей системы
Если температурный режим двигателя нарушен, это свидетельствует о неисправности охлаждающей системы.
Перегрев мотора может произойти по нескольким причинам:
- низкий уровень охлаждающей жидкости;
- неисправный насос;
- вышел из строя вентилятор;
- не работает термостат;
- загрязнение или отложение большого слоя накипи на наружной части радиатора;
- неисправный клапан пробки в расширительном бачке.
При неисправности термостата охлаждающая жидкость не будет циркулировать по большому кругу. Это приведет к перегреву двигателя при холодном радиаторе. Недостаток охлаждающей жидкости в системе возникает из-за утечки или вскипания. При обнаружении вскипания требуется долить жидкость до необходимого уровня. Если были обнаружены потеки, нужно проверить патрубки, радиатор и расширительный бачок на наличие трещин, сальник насоса — на наличие повреждений.
Переохлаждение двигателя может произойти:
- вследствие негерметичности закрытой системы охлаждения;
- неисправности термостата.
При негерметичности системы охлаждения в моторе не создается повышенное давление и он не прогревается до нужной температуры. Следствием является увеличение расхода топлива.
Чтобы система охлаждения двигателя работала лучше, можно провести ее тюнинг. Модернизацией различных узлов в настоящее время занимаются многие. При проведении тюнинга необходимо сделать следующее:
- заменить термостат;
- поменять водяной насос;
- заменить радиатор на трехрядный медный;
- модернизировать радиатор охлаждения двигателя;
- поработать над управлением включения вентилятора охлаждения мотора.
В начале 2000 годов УАЗ стал выпускать очень популярные джипы УАЗ Хантер и Патриот. Система охлаждения УАЗ Патриот и Патриот ЕВРО 3 имеет свои особенности. Из-за более жестких требований к экологическому стандарту электрика автомобиля УАЗ Патриот стала изменяться и дорабатываться. Обновленная схема создана для подключения к мотору по стандарту «ЕВРО 3».