История создания и характеристики УАЗ 3907 Ягуар

Легендартная машина

Легендарный Ягуар

УАЗ 3907 Ягуар — уже практически забытый проект автозавода УАЗ, глядя на который можно испытать гордость и уважение к разработчикам старой школы и их творениям. Несмотря на то, что УАЗ 3907 создавался более 30 лет назад, эта модель не потеряла актуальности и сегодня.

В далеком 1977 году в главном конструкторском управлении завода УАЗ, возглавляемом Л. А. Старцевым, было принято решение открыть подразделение, занимающееся проектированием спецтранспорта повышенной проходимости для армейских и сельскохозяйственных нужд. Этот отдел был организован в рамках выполнения заказа Министерства обороны на разработку водоплавающего автомобиля, получившего кодовое наименование 3907 Ягуар.

Новая машина завода УАЗ предназначалась для выполнения следующих задач:

  • транспортировка личного состава;
  • перевозка армейских грузов;
  • монтажные работы со спецоборудованием;
  • буксировка прицепов, полный вес которых достигает 750 кг.

В основу УАЗ 3907 легла база машины марки 3151. Через год после основания отдела была завершена разработка огромного количества конструкторской документации, позволяющей произвести первые экспериментальные образцы. Наличие множества чертежей было связано с разработкой и использованием большого количества инновационных элементов и деталей, включая следующие:

  • лебедка, приводимая в действие коробкой переключения передач;
  • водяная рулевая система;
  • ходовые винты;
  • коробка отбора мощности и многое другое.

Вернуться к оглавлению

Первые испытания

Первые испытания авто

Старые фото: первые испытания

В течение первого полугодия 1980 года завод УАЗ произвел и испытал на полигонах четыре опытных образца модели 3907 Ягуар. Машины тестировались в различных условиях:

  • Астрахань — степной ландшафт при температуре +45°С;
  • Якутия — в условиях зимы;
  • Памир — горный массив при высоте над уровнем моря, достигающей 4,6 км.

В результате УАЗ 3907 был испытан при самых различных температурах окружающей среды в диапазоне от -47 до +45°С. В любых условиях машина демонстрировала отличные показатели и сумела успешно преодолеть большую часть препятствий. Одновременно с испытанием УАЗ 3907 велась и доработка проектных документов, включая модернизацию системы откачки воды и стояночного тормоза.

В течение второго квартала 1980 года в соответствии с переработанным проектом было произведено еще два опытных образца нового автомобиля УАЗ, в которых учли все недоработки и изъяны конструкции. Принимая во внимание пройденные этими образцами УАЗ 3907 ресурсные испытания, протяженность которых составляла 150 тысяч км, Министерство автомобильной промышленности и Министерство обороны совместно приняли решение о налаживании производства данной модели.

В период с 1986 по 1989 год в соответствии с договором между заводом УАЗ и КГБ была осуществлена разработка и проведены испытания модели 39071, получившей название «Баклан» и предназначенной для пограничников. Автомобиль был оснащен следующими дополнительными опциями:

  • шесть пар лыж;
  • радиостанция и станция радиолокации;
  • ручной пулемет и т. д.


Вернуться к оглавлению

Конструктивные особенности

Рама машины «Ягуар» изготавливалась путем наваривания спереди и сзади рамы модели 3151 удлинителей, обеспечивающих возможность установки лебедки, заднего бампера, кронштейнов под гребные винты и т. д. При этом было решено не усложнять проект и использовать мосты, оснащенные колесными редукторами. Вместо коротких рессор спереди использовались длинные рессоры сзади, позволившие сделать ход машины более плавным. Учитывая, что новая модель УАЗ предназначалась не только для обычного передвижения по суше, но и для плавания по воде, кузов отличался полной герметичностью. В результате не только обеспечивалась защита машины от проникновения влаги, но и существенно снижался риск загрязнения и повреждений мотора, других внутренних деталей и узлов.

Отдельный теплообменник в системе охлаждения обеспечивал на плаву поддержание работы двигателя в нормальном тепловом режиме. Установленная на автомобиле лебедка была способна функционировать в процессе езды на первой передаче, а также при разматывании троса на задней передаче. Для приведения лебедки в действие использовалась коробка отбора мощности.

Как нетрудно догадаться, салон армейского автомобиля был выполнен в стиле минимализма, предусматривающего минимум удобств: два мягких сидения и два продольно-откидных. В результате машина позволяла транспортировать целое отделение военнослужащих, включающее в себя семь человек.

Чертеж конструкции

Чертеж конструкции автомобиля

В УАЗ марки 3907 Ягуар использовался карбюраторный мотор модели 4141610, мощность которого составляла 77 лошадиных сил. Максимальная скорость автомобиля — 100 км/ч при расходовании 11,8 л топлива на 100 км пройденного пути.


Вернуться к оглавлению

Эксплуатационные свойства

Наиболее интересной характеристикой машины марки УАЗ Ягуар является плавучесть. В процессе приемочных тестов проводился эксперимент: автомобиль, в котором находилась вся комиссия (21 человек), преодолел водную преграду без каких-либо затруднений. Сначала образцы 3907 оснащались водными рулями, повышающими маневренность в воде, но это привело к забавной ситуации.

По окончании одного из тестов машины на Волге было обнаружено, что водный руль просто отсутствует — скорее всего, он отломился в результате удара о какое-то препятствие. Мало того, что испытатели не заметили момента утраты руля, так еще и маневренность автомобиля нисколько не снизилась. Использование передних колес для поворота обеспечивало машине нужную управляемость, поэтому водный руль был признан ненужным излишеством.

С точки зрения проходимости в плохих дорожных условиях Ягуар практически не уступал своей базовой модели УАЗ-3151. Основной существенный недостаток заключался в том, что вес машины в снаряженном состоянии на 400 кг превышал массу исходной модели, т. е. составлял 2050 кг. При этом обе модели оснащались одинаковыми двигателями объемом в 2,5 л. Данный минус частично компенсировался плоским днищем автомобиля, обеспечивающим, аналогично лодке, своеобразное всплытие в условиях глубокой грязи или сугроба. Более того, в процессе испытаний наблюдались ситуации, когда машина действительно плавала в жидкой грязи.

В музее

На пенсии в музее

Тем не менее в результате тестов было решено оснащать авто трехлитровым двигателем. К тому же такой мотор позволял повысить скорость передвижения по воде благодаря повышенному крутящему моменту. Дифференциальная раздаточная коробка обеспечивала машине достаточно высокую ходимость мостов.

Все бы хорошо, но после событий 1985 года из-за недостатка финансирования проект уже в 1990 году был закрыт. На самом деле функциональные особенности УАЗ марки 3907 позволили бы ему сохранять актуальность и в наше время. Он мог бы использоваться в военных нуждах, а также в деятельности инспекций, контролирующих охоту и рыболовство. Заводу УАЗ осталось только найти деньги, чтобы история разработки проекта продолжилась.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...
Последние статьи