Экспедиционный багажник на УАЗ: теория и практика выбора и установки

Экспедиционный багажник на крышу – незаменимый атрибут автомобиля УАЗ для загородных поездок. Он крепится на рейлингах или водостоках и отлично подходит для перевозки объемных вещей, не помещающихся в салоне или занимающих слишком много места. Нередко наверху возят канистры с бензином, запаску, палатку, удочки и т. п.

Автобагажник для УАЗика

Кроме того, устройство защищает крышу от ветвей при передвижении через заросли. Может он поспособствовать и защите лобового стекла: с этой целью к передней части авто от экспедиционника протягиваются специальные тросы. Существует несколько типов багажников для УАЗа, они разного назначения и каждый со своими конструктивными особенностями. Их можно как приобрести, так и сделать собственными руками.


Вернуться к оглавлению

Что нужно знать про устройства и как их выбирать

Экспедиционный багажник представляет собой мощную «корзину», изготавливаемую из легких металлов и крепящуюся на крыше внедорожников, микроавтобусов или фургонов. Размеры экспедиционника зависят от габаритов УАЗика и площади его крыши.

Багажники делятся на универсальные, для определенной модели и индивидуальные.

Универсальные подходят для различных автомобилей. Автобагажники для отдельно взятой модели выпускаются с учетом конфигурации крыши, размеров, крепления именно этой модификации авто. Индивидуальные изготовляются на заказ для конкретного автомобиля, также автовладелец может сделать нужное устройство самостоятельно.

Как экспедиционники крепятся на крышу авто

По типу присоединения к корпусу машины такие автобагажники бывают следующих разновидностей.

Крепление

Преимущества

На рейлинги, которые предусмотрены у многих внедорожников. Наиболее простой и популярный метод монтажа, не требующий дополнительных подготовительных работ (сверления, обрезания и т. д.).
На водостоки (часто встречаются у отечественных автомобилей и редко у иномарок). Тоже достаточно простой, но менее надежный, чем предыдущий, способ монтирования багажника.
Прямо на крышу. Самый сложный, но и наиболее надежный метод установки.

В последнем случае нужно просверливать и изолировать отверстия в крыше. Однако сверление может негативно сказаться на конструкции машины.

Как багажники различаются по функциям

По назначению и строению выделяют четыре основных типа устройств.

  1. Туристические, или экспедиционные.
  2. Дачные, или хозяйственные.
  3. Спортивные.
  4. Автобоксы.

Туристический, или экспедиционный, багажник состоит из прочного стального каркаса и решетки в нижней части. Стальные бортики по основанию удерживают груз. Преимущество экспедиционника УАЗ в том, что тяжелые вещи, размещенные в нем, при не слишком экстремальной езде можно даже не закреплять.

Выбирая подходящий туристический багажник, стоит учесть несколько важных моментов. Габариты экспедиционника не должны превышать размеры крыши, иначе пострадает экстерьер машины. Крепление должно быть очень прочным и надежным. Конструкция должна иметь кронштейн для размещения запаски. Экспедиционник не должен быть слишком высоким, поскольку это отрицательно скажется на аэродинамике УАЗа. Такие багажники бывают как с полом из сетки (для перевозки мелких предметов), так и без него.

Багажник для туристов

Дачный, или хозяйственный вариант (или просто поперечины) предназначен для перевозки грузов на короткие расстояния по относительно хорошей дороге. Можно загрузить на дачный багажник не слишком большое количество досок, лестницу, инструменты, резиновую лодку и т. п. Груз при этом не должен быть слишком тяжелым и крупногабаритным. Дачный вариант гораздо легче туристического, что позволяет быстро собственноручно установить его или снять.

Хозяйственный багажник

В спортивном багажнике предусмотрена возможность вертикальной фиксации одного или нескольких велосипедов. Это немаловажно, так как двухколесники неустойчивы, и отсутствие специальных элементов для их закрепления может привести к падению велосипеда во время поездки.

Перевозка велосипедов на крыше предполагает езду на умеренной скорости.

Спортивный багажник состоит из продольной конструкции, прикрепленной к поперечинам. Они в свою очередь закреплены на рейтингах. Недостаток такого рода автобагажника в том, что перевозить на нем можно только велотранспорт.

Велосипед на крыше

Автобокс представляет собой герметичный ящик примерно на 350 литров для транспортировки различных предметов. В нем можно хранить одежду, одеяла, рюкзаки и другие вещи, не боясь, что на них попадет влага или пыль. Стандартный автобокс имеет обтекаемую форму, тем самым не нарушая аэродинамические свойства автомобиля. Крепится довольно просто специальными кронштейнами к штатным рейлингам машины.

Расположение автобокса

Прочие характеристики и дополнительные опции

Выбирая багажник на УАЗ, следует также обращать внимание на форму и цвет изделия (чтобы они гармонично сочетались с автомобилем), материал, из которого оно изготовлено (лучшие варианты для каркаса – сталь или алюминий, для автобоксов – легкий ударопрочный пластик), вес (может достигать нескольких десятков кг), качество сборки (если металл слишком тонкий или отчетливо видны сварочные швы – от покупки лучше воздержаться). Следует сразу прикинуть, что вы собираетесь перевозить. Также надо рассчитать грузоподъемность машины и, исходя из этого, выбирать автобагажник для транспортировки определенного веса.

Чем крупнее и тяжелее груз, тем большее количество креплений потребуется.

Дополнительно к багажнику на УАЗ можно приобрести тент, крепление для запаски и инструментов, прожектор, лестницу к экспедиционной корзине (крепится сбоку или сзади), крюки для троса, бокс или водонепроницаемую сумку для вещей, дополнительные габаритные огни. Часть этих аксессуаров при желании можно сделать самостоятельно.


Вернуться к оглавлению

Плюсы и минусы багажников на УАЗ

Преимущества конструкций на крыше транспортного средства:

  • существенно увеличивает объем и массу груза, который можно перевозить;
  • позволяет возить вещи, которые не помещаются внутрь автомобиля;
  • предотвращает провисание петель задней двери, если переместить запаску на крышу;
  • на багажник можно установить дополнительные фонари;
  • крыша оказывается защищенной от ветвей в процессе передвижения по лесу;
  • автомобиль приобретает более суровый облик – как и подобает внедорожнику.

Запаска на крыше

Недостатки:

  • загруженная корзина экспедиционника приводит к увеличению парусности авто (особенно у тентованного), пустая – лобового сопротивления;
  • автомобиль расходует больше топлива, так как прикладывается больше усилий для движения;
  • происходит смещение центра тяжести машины, в результате чего страдает устойчивость;
  • неправильное распределение веса может ухудшать управляемость;
  • некачественное крепление снижает шумоизоляцию;
  • багажник, который прикручивается на шурупы к крыше, не получается быстро установить или снять.

Устанавливать его лучше не просто так, чтобы был на всякий случай, а по необходимости. Крепления при этом должны быть достаточно удобными для быстрого монтажа.


Вернуться к оглавлению

Багажник на УАЗ своими руками

Проще всего приобрести готовое изделие. Цены колеблются от 5 до 50 тысяч рублей – в зависимости от габаритов, конструктивных особенностей и качества. Но можно и сэкономить, смастерив его своими руками. Собственноручное изготовление автобагажника позволит учесть в конструкции все нюансы, максимально приспособив под свои конкретные нужды.

Оптимальным для изготовления экспедиционника является легкий, но достаточно прочный металл, а именно алюминий или профильная тонкостенная трубка. Первый хорош тем, что мало весит и не подвержен ржавчине. Подойдет также нержавеющая сталь или обычный металл полосками. Они тяжелее, но достаточно удобны в обработке.

Прежде всего необходимо провести замер крыши и определиться, где будут располагаться опоры. После чего сделать примерный чертеж багажника на УАЗ. Схема должна содержать основу экспедиционника, каркас, усилители (перемычки) и борта.

Размерный чертеж

Размеры каркаса багажника

Изготовленные в соответствии с чертежом заготовки свариваются вместе в прямоугольник. По внутреннему периметру конструкции при этом закрепляем прутки напротив противоположных отрезков к середине рамы. Чтобы предотвратить прогиб изготовленной платформы, нужно добавлять ребра жесткости с равными промежутками. Ребра делаются из профильного железа. Усиление всей конструкции производится с помощью профильной трубы с заблаговременно заготовленными ячейками квадратной формы.

Сборка каркаса багажника

Определяясь с аэродинамикой и дизайном багажника, имеет смысл поместить в передней части дугу. С этой целью замеряется нужная длина материала с напуском по 5 сантиметров. В местах изгиба вырезается треугольный сектор и производится загиб. Дуга приваривается к конструкции, а к ней снизу – перемычки. Оптимальным вариантом являются съемные перемычки на болтах. Болты крепятся во втулках, размещенных в соответствующих отверстиях.

Работа сварщика

Чтобы приспособить крепежную шпильку, просверливаются 2 отверстия по 8 сантиметров. В них устанавливается шпилька. Деталь приваривается, производится нанесение на нее резьбы, после чего нужно прикрутить шпильку в соответствующие отверстия. Далее изготавливается боковая верхняя перекладина. Заготовка загибается таким же образом, как и передняя рама. То же самое производится и с парным элементом. Передняя верхняя перекладина крепится путем приваривания втулки к изгибу боковой перекладины, тогда как на собственно переднюю балку нужно приварить шпильку. С задней перекладиной производится аналогичная процедура.

Каркас багажника

После завершения каркаса снизу и сбоку приваривается сетка. Готовый экспедиционник очищается от заусенцев и окалин, метал обезжиривается и загрунтовывается во избежание образования ржавчины. После высыхания (не менее суток) осуществляется окрашивание водостойкой эмалью.

Себестоимость такого изделия может колебаться в пределах 10 тыс. в зависимости от того, сами вы будете его варить или прибегните к услугам сварщика.

Самодельный багажник


Вернуться к оглавлению

Как установить конструкцию

Существуют 3 типа монтажа багажника на УАЗ: на рейлинги (дуги), на водостоки и прямо на крышу. Выбор конкретного способа зависит от того, какой у вас автомобиль. У Патриота есть штатные дуги, у 469, Хантера и «буханки» корзину устанавливают на водостоки или крышу. Рассмотрим каждый вид монтажа подробнее.

Установка багажника на дуги

При монтировании экспедиционника следует учесть, что он достаточно тяжелый (25–35 кг) и для монтажа лучше привлечь напарника. Автобагажник следует расположить таким образом, чтобы кронштейны ровно сели на дуги. Далее надо затянуть болты кронштейнов. Место соединения рейлингов и багажника должно быть прорезиненным. Резина не дает устройству сдвигаться, а кроме того защищает дуги от царапин. К новым покупным изделиям, как правило, прилагается инструкция по монтажу, что существенно упрощает процесс.

Установка багажника

Установка багажника на водостоки

Внедорожники УАЗ, как многие другие отечественные авто, имеют на крыше специальные пазы, называемые водостоками (иностранные автопроизводители от них в основном отошли). Именно в этих самых выемках можно хорошо закрепить багажник. Крепеж производится специальными г-образными кронштейнами. Данный метод, так же как и предыдущий, не сопряжен с нарушением конструкции крыши, поэтому тоже широко востребован. Минусом является невысокая надежность фиксации: не исключена вероятность вырывания конструкции при сильной нагрузке.

Закрепленный на водостоки автобагажник не рекомендуется перегружать.

Крепеж багажника к водостокам

Крепится заводское устройство на водостоки примерно так же, как и на рейлинги. Разберемся, как выглядят кронштейны для монтажа к водостокам, если багажник у вас самодельный. Для начала нужно выбрать толщину стали, которой изготовлены кронштейны. Предпочтительная толщина в промежутке между 2 и 4 мм. Потребуются три вида элементов:

  • г-образные кронштейны;
  • опорные пластины;
  • прижимные планки.

Детали крепежа

Приготовленные детали нужно присоединить к конструкции и произвести установку экспедиционника на водостоки. Монтаж такой же простой, как в случае с рейлингами. Единственный момент, который нужно учесть – это необходимость установки резиновых проставок между водостоками и кронштейнами, чтобы не повредить кузов машины.

Установка багажника прямо на крышу

Такой монтаж изделия считается наиболее надежным, так как вероятность того, что багажник отпадет, практически ровна нулю. Недостатком является необходимость просверливать кузов. Для того чтобы это сделать, требуется снять обшивку крыши в салоне. Затем следует разметить отверстия соответствующего диаметра под болты и просверлить их.

Для сверления нужно выбирать ту часть крыши, где есть усиление (ближе к краю). Изнутри (во внутренней раме) отверстия высверливаются шарошкой. Это необходимо для фиксации багажника гайками.

Место сверления

На месте креплений устанавливаются резиновые проставки, препятствующие повреждениям краски и возникновению коррозии. Резинки стоит обработать герметиком. Крепление производится гайками из салона. По завершении снятая обшивка возвращается на место. Аналогичным образом устанавливаются и неродные рейлинги.

Резиновые проставки

УАЗики зачастую используются для поездок на дачу, пикник, рыбалку, охоту или для работы. Как правило, это сопряжено с необходимостью брать с собой массу объемных предметов. Без багажника на крыше автомобиля при этом сложно обойтись. А установив экспедиционник – приобретенный в магазине или самодельный – вы превращаете свой внедорожник в настоящий грузовик, позволяющий брать с собой уже всё, что заблагорассудится.

Экспедиционный багажник на УАЗ расширяет возможности по части установки на автомобиль аксессуаров на большей высоте: прожектора, дополнительных габаритных огней, антенны. На багажник можно даже установить палатку.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов. Ваш голос сможет стать первым)
Загрузка...
Последние статьи