УАЗ 3907 «Ягуар»: история советской амфибии

Разработка плавающего вездехода УАЗ 3907 «Ягуар» велась по заказу Минобороны Ульяновским автозаводом с 1976 года на базе классического УАЗ-469. Согласно исходным требованиям, амфибия должна была уверенно преодолевать пересеченную местность и водные преграды с семью пассажирами в полной выкладке или 600 кг груза на борту, без проблем запускаться при температуре до -40 и ремонтироваться в военно-полевых условиях.

УАЗик модели Ягуар

В конце восьмидесятых опытные образцы успешно справились со всеми испытаниями. И «Ягуар» был взят на вооружение. Однако в 90-м году из-за потери перспективы военного заказа производство амфибий было свернуто.


Вернуться к оглавлению

Разработка УАЗ 3907

В 1976 году в УГК Ульяновского автомобильного завода, возглавляемом в то время Л. А. Старцевым, был создан особый отдел. Там занимались автотранспортом повышенной проходимости для нужд вооруженных сил и сельского хозяйства. Образован данный отдел специально для реализации заказа Минобороны на вездеход-амфибию под кодовым названием «Ягуар». Новая машина нужна была для оснащения им частей морской пехоты, ВДВ, разведки и прочих высокомобильных формирований спецназначения. Основным предназначением проектного автомобиля была транспортировка военнослужащих и военных грузов, буксировка небольших прицепов (до 0,75 т) и монтаж спецоборудования.

За основу амфибии взяли УАЗ-469. В 78-м году была завершена подготовка необходимой документации для создания опытных образцов, объемы которой были значительно больше количества чертежей на обычные серийные уазики. Это стало следствием разработки и применения многих оригинальных технических решений и узлов, в том числе:

  • водяного руля;
  • лебедки с приводом от коробки передач;
  • откачивающих насосов;
  • ходовых винтов с коробкой отбора мощности.

Плавающее авто

В первой половине 80-го было собрано и представлено для полигонных испытаний четыре «ягуара». Проверки проводились в различных климатических и ландшафтных условиях: в степи под Астраханью летом, зимой в Якутии и в горах Памира. Интервал температур при этом колебался от плюс 45 до минус 47. Вместе с тем происходила корректировка чертежей, дорабатывался стояночный тормоз и система водооткачки.

УАЗ 3907 показал себя достаточно хорошо, справившись с большинством сложных препятствий. В ходе испытаний одна из машин проплыла по Волге от Ульяновска до Астрахани и назад.

На протяжении 1982 года по доработанной в соответствии со всеми замечаниями документации было произведено еще две опытных амфибии. По итогам ресурсных испытаний, во время которых оба автомобиля преодолели в общей сложности 159 тысяч км, министерствами обороны и автомобильной промышленности было принято решение о предстоящем начале выпуска УАЗ 3907.

В 1986-89 гг. по отдельному заказу КГБ для северных подразделений Пограничных войск велась разработки модификации УАЗ 3907 – УАЗ 39071 «Баклан», конструкция которого предполагала установку дополнительных аксессуаров:

  • радиолокатора;
  • ручного пулемета;
  • нескольких пар лыж;
  • клетки для служебной собаки.

За основу разработки УАЗ 3907 был взят знаменитый УАЗ 469, от которого «Ягуар» унаследовал двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части.

 


Вернуться к оглавлению

Конструкция и технические характеристики

База была оставлена штатная, но раму расширили – для обеспечения достаточной плавучести и размещения лебедки и гребных винтов. По этой причине вездеход смотрится немного неуклюже со своим пухлым кузовом и крупными свесами. Чтобы увеличить плавность хода УАЗа, была произведена замена коротких передних рессор на длинные задние. Поскольку автомобилю предстояло плавать, кузов сделали герметичным. Это, кроме всего прочего, обеспечило защиту мотора и других узлов машины от загрязнения и повреждений.

Мотор авто

Двигатель и трансмиссия

Под капотом УАЗ 3907 установили современный на тот момент 2,5-литровый карбюраторный мотор УМЗ-414 мощностью 77 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 105 км/ч. Поначалу двигатель быстро перегревался в изолированном незатопляемом пространстве. Проблема была решена путем переворота системы охлаждения на 180 градусов и добавления теплообменника, в результате чего холодный воздух стал поступать через трюм и решетки ветровых окон, а выбрасываться спереди. Полностью синхронизированная 4-ступенчатая КПП с оригинальными передаточными числами была использована здесь впервые. Раздатка дифференциального типа обеспечивала лучшие ходовые качества, чем у серийных уазиков.

Плавательные средства

Водоизмещающий кузов УАЗ 3907 имел нестандартное устройство с двумя герметичными дверями. Под полом в задней части разметили 2 гребных винта. На воде управление амфибией осуществлялось посредством поворота передних колес, выполняющих рулевую функцию, чему способствовали расположенные близко винты, протягивавшие воду через колесные арки. На реке УАЗ 3907 разгонялся до 9 км/час, выдерживая шторм до двух баллов.

Для откачивания попадающей внутрь жидкости были предусмотрены 2 насоса

Какого типа

Где располагались

электрический в моторном отсеке
механический под кабиной

Плавучесть УАЗ 3907 «Ягуар» впечатляла. В процессе приемочных испытаний в вездеход залезла вся комиссия в составе 21 чел. Машина успешно преодолела водное препятствие.

Рули вездехода на воде

Ранние образцы УАЗ Ягуар были оборудованы водяными рулями для лучшего маневрирования на воде. Но однажды случилось курьезное происшествие. Выезжая на берег после очередного тестирования машины на реке, испытатели заметили, что водяного руля нет. По какой-то причине он отвалился, но на маневренности амфибии это обстоятельство, как ни странно, практически не отразилось. Поворачиваемости посредством передних колес оказалось достаточно. В итоге от водяного руля решили вообще отказаться.

Благодаря своим конструктивным особенностям, в частности плоскому дну, амфибия могла как бы плыть по грязи и снегу.

Салон

Внутри УАЗ 3907 роскошью и затейливостью не отличается. Ключ зажиганию отсутствует: запуск осуществляется поворотом «флажка». Из пола немного хаотично торчит частокол рычагов: КПП, управление раздаткой, ручник, включение лебедки, грибных винтов. На двери водителя предусмотрена табличка, объясняющая, как с ними управляться. В салоне имеются два передних сиденья и пара откидных продольных сзади. Шумоизоляции здесь практически никакой, при езде достаточно шумно от движка и трансмиссии.

Вид салона


Вернуться к оглавлению

Отказ от серийного производства УАЗ 3907

В 84-м году были подготовлены технические условия на первую партию УАЗ 3907 в 500 штук, но серийному производству «Ягуаров» так и не суждено было состояться. В 1990 году из-за растущих экономических проблем в стране Министерство обороны окончательно отказалось от проекта. А руководство Ульяновского автозавода не захотело перевести проект военного вездехода на гражданские рельсы, предпочтя загрузить подготовленные мощности производством модели 3160. Чертежи амфибии отправились в архив, а 14 созданных к тому времени машин перекочевали в музеи.

Разработка автомобилей-амфибий для военных целей активно велась и на других советских автомобильных заводах. Так, создание грузопассажирской амфибии ЗИС-485 БАВ (на фото 1) началось на Днепропетровском автозаводе еще в 40-х. Трехосная база была позаимствована у грузовика ЗиС-151, а многие узлы — у бронетранспортера БТР-152.

Разработкой ГАЗ-46 МАВ (на фото 2) для разведывательных подразделений занялись в 1953 году конструкторы Горьковского автозавода на основе ГАЗ-69. Прототипом легкой армейской амфибии на воздушных крыльях НАМИ-055В (фото 3) стал Ford GPA. Разработкой в конце 50-х занимались специалисты ЦКБ по судам на подводных крыльях Горьковского судостроительного завода. Скорость машины на воде достигала 58 км/ч. Наиболее компактная советская амфибия ЛуАЗ-967 появилась в 71-м году. Автомобиль позже послужил основой для знаменитого ЛуАЗ-969 Волынь.

Разработка судостроительного завода

УАЗ 3907 был достаточно передовым и не имеющим аналогов в мире транспортным средством, по некоторым параметрам сохранившим уникальность и в наши дни.

Путь от чертежей до создания готового прототипа занял всего 3 года. Доработанная амфибия успешно справлялась с самыми сложными испытаниями разнообразных комиссий и ведомств, а создатели в 83-м году были отмечены государственными наградами. Наверное, «ягуары» могли бы найти широкое применение и в наше время, но, к сожалению, обстоятельства сложились не в пользу этого замечательного достижения советской инженерной мысли.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов. Ваш голос сможет стать первым)
Загрузка...
Последние статьи