Краш-тест автомобилей УАЗ

Начало разработки любого современного автомобиля начинается с компьютерного моделирования, но на этом этапе нельзя реально просчитать риски безопасности. Узнать, как именно поведет себя транспортное средство при ДТП, можно, только создав искусственную аварию. Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров ежегодно в краш-тестах разбиваются сотни новых автомобилей. Подобные тестирования проводятся как самими автопроизводителями, так и независимыми организациями.

Разбитое авто


Вернуться к оглавлению

Для чего проводятся краш-тесты

Тестирование автомобиля путём умышленного столкновения с искусственным препятствием называют краш-тестом. Создаются условия реального ДТП, чтобы опытным путем определить характер повреждений автомобиля и их влияние на безопасность водителя и пассажиров. До 1965 года роль специальных манекенов отводилась трупам людей и животных. Современный манекен оснащается десятками датчиков для измерения самых разных параметров.

Краш-тест проводится до выпуска автомобиля в серийное производство.

В основном испытания подразумевают лобовые и боковые столкновения с препятствиями, так как они характеризуются наибольшими рисками для жизни и здоровья всех находящихся в машине. Помимо уровня безопасности людей, испытания помогают определить прочность кузова, различных узлов и навесных деталей.

Методики испытаний

Сегодня используются два основных способа испытаний безопасности транспортных средств – европейская система Euro NCAP и американская – NHTSA. Первая подразумевает четыре основных этапа:

  1. Фронтальное столкновение автомобиля с препятствием на скорости 64 км/ч.
  2. Боковой удар – в авто въезжает тележка массой 950 кг.
  3. Столкновение задним ходом – авто на скорости 29 км/ч въезжает в металлический столб.
  4. Четвертый этап определяет безопасность автомобиля для пешеходов – испытание подразумевает столкновение с манекеном на скорости 40 км/ч.

Зачастую производитель дополнительно проверяет детскую безопасность, для этого определяется надёжность детских удерживающих устройств конкретной модели. Для получения результата по европейской методике используется 16-бальная система, по итогам исследования ставится общая оценка на основе всех проведенных испытаний. Система американского теста в некоторых деталях отлична от европейской. Например, по этому сценарию в не тележку при лобовом столкновении въезжает автомобиль, а наоборот – тележка разгоняется и ударяется. Отличается и скорость – в американской системе это 55 км/ч. Боковой удар осуществляется на скорости 61 км/ч, при этом масса тележки больше на 400 кг, и на удар проверяются обе стороны.

Система оценок

После проведения испытаний на основе полученных результатов эксперты подсчитывают баллы и ставят одну из оценок:

  • плохо;
  • слабо;
  • удовлетворительно;
  • хорошо.

Кроме оценок выставляются баллы – звёзды. Максимальное число звёзд – 5, соответственно, чем их больше получает автомобиль, тем он безопаснее. Если машина получает оценку «хорошо», значит, уровень безопасности достаточно высок, при серьезном ДТП водитель и пассажиры получают минимально возможные в такой ситуации повреждения. Если ставится оценка «плохо», значит, уровень безопасности низок. В реальной аварийной ситуации это равносильно получению серьезных травм, вплоть до несовместимых с жизнью.

Для признания транспортного средства безопасным должно быть набрано не менее трёх звезд, или получена оценка «удовлетворительно».

Тест на фронтальное столкновение

Основной вид краш-теста – это испытание полученных повреждений при лобовом столкновении. В реальных ДТП это самый опасный для жизни тип удара. Обусловлена повышенная опасность тем, что при таком столкновении водитель и пассажиры получают больше травм, к тому же велика вероятность попадания в салон через лобовое стекло различных предметов. Потому для целостности автомобиля лобовой удар должен быть как можно менее критичным, а деформация – минимальной. По европейской системе краш-теста машина разгоняется до 65 км/ч и врезается в препятствие. Современные автомобили в большинстве своём проходят подобные испытания с хорошими оценками.

По статистике лишь 20% ТС проваливают тестирование.

Если автопроизводитель получает за фронтальный удар хорошую оценку, то он может в дальнейшем проводить проверки самостоятельно. Независимые организации тоже имеют право периодически организовывать краш-тесты независимо от производителя.

Краш-тест на удар сбоку

Следующий этап испытаний подразумевает столкновение с препятствием сбоку. Независимо от типа системы краш-теста для этого применяется специальная тележка. Обычно местом удара служит средняя часть между дверями водителя и заднего пассажира. На скорости около 50 км/ч проводится имитация столкновения с небольшим по массе грузовиком. В испытании используется манекен взрослого человека на водительском месте и манекен меньшего размера на заднем сиденье за водителем, имитирующий подростка.

Все чаще первый имитирует женщину. Связано это с тем, что женщина за рулём в большинстве случаев садится, не откинувшись на кресло, а наоборот – ближе к рулевому колесу. В этом случае при боковом столкновении удар головой о стекло гарантирован. Это чревато серьезными черепно-мозговыми травмами.

Краш-тест на удар сзади

Испытания на столкновение проводятся не только спереди, но и сзади. Внимание уделяется и пассивной безопасности, для которой служат регулируемые по высоте подголовники. Для испытания водительское сиденье устанавливается на специальные салазки, по которым оно может легко перемещаться вперёд и назад, затем в кресло усаживается стандартный манекен и пристёгивается ремнем безопасности.

При скорости 35 км/ч проводится тест на удар в заднюю часть автомобиля. Замеряется время срабатывания ремней и подушек безопасности, а также работоспособность системы АБС. Современный автомобиль оснащается дополнительными средствами предотвращения аварийных ситуаций, например, экстренное торможение и уворачивание от препятствия, контроль траектории движения по дорожной разметке. Автомобили УАЗ и вообще отечественный автопром далеки от таких технологий, но возможно в будущем эти системы будут нормой и для наших машин.

Проверка безопасности для пешеходов

Ранее метод испытаний на травмоопасность автомобиля для пешеходов не применялся. Современные реалии диктуют свои условия, и теперь проводятся испытания, цель которых – выявить, насколько опасно авто для пешехода при столкновении. Многие мировые производители уже учитывают подобные краш-тесты при разработке кузовных элементов.

Тест проводится по специальной методике, модернизированный кузов не должен нанести пешеходу в случае аварийной ситуации серьезных травм. По статистике в подобных ДТП пешеходы получают увечья из-за удара головой об капот или лобовое стекло. Во избежание подобных травм автопроизводители начинают оснащать переднюю часть кузова специальными гидропатронами. При ударе они выстреливают, резко приподнимают капот и не дают пешеходу удариться, отталкивая его назад.

Подобные технологии постоянно дорабатываются и совершенствуются для того, чтобы свести получение травм при наезде на пешехода к минимуму. Перед выставлением окончательных оценок обязательно учитываются все этапы испытаний. Для получения максимальных баллов производитель должен пройти все стадии с хорошими показателями.

Игнорирование каких-либо обязательных требований безопасности автомобиля приводит к снижению общей оценки при проведении независимых краш-тестов, которые являются более объективными, чем те, что организовываются самим производителем.


Вернуться к оглавлению

Автомобили УАЗ и краш-тесты

Полноценный краш-тест проводился только для УАЗа Патриота и его предшественника Симбира. Проверять УАЗ 469 или «буханку», которая разрабатывалась как санитарная машина для использования в условиях радиоактивного заражения в 70-х годах, никто не станет. В те времена вопросы безопасности были далеко не на первом месте. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что Патриот имеет лучшую пассивную безопасность.

Тестирование безопасности

По результатам краш-теста по программе ARCAP УАЗ Патриот тестировался на лобовое столкновение при скорости 65 км/ч. Кузов удар выдержал и не сорвался с рамы, как это было в случае с Симбиром. Подушки безопасности сработали корректно, о чем свидетельствуют отпечатки от голов манекенов.

Если сверху все более или менее хорошо, то состояние нижней части после удара заставляет задуматься. Металл разорван, педали сместились к ногам на 250 мм, датчиками зафиксирован удар о голени такой силы, что загорелись красный и коричневый цвет (переломы гарантированы). В средней части тоже все хорошо, бедра не пострадали, пластик передней панели остался целым, деформация ребер благодаря ремням безопасности и преднатяжителям составила всего 11,9 мм – рекорд для отечественных автомобилей.

По итогам краш-теста УАЗ Патриот за безопасность головы и шеи, а также ступней и голени не получил ни одного балла. За защиту груди было получено три балла из четырех возможных (балл вычтен за нарушение целостности кузова). Очки сняты и за безопасность пассажира – грудь манекена была сдавлена более чем на 30 мм. Итоговая оценка составила 4,4 балла из 16 возможных и одну звезду. Общая оценка – слабо. Этого следовало ожидать, акцент на безопасность никто и не делал.


Вернуться к оглавлению

Сравнение испытаний автомобилей УАЗ и аналогичных моделей

Сравнить результаты тестирования разных моделей УАЗ, например УАЗ 469 и Хантер или «буханку» с «фермером», не представляется возможным из-за того, что никто не проводил их испытаний на безопасность. Разве что Симбир и Патриот, где последний выигрывает по этому критерию, но все равно провалил краш-тест, получив всего одну звезду. Ближайший конкурент Патриота на отечественном рынке – это Шевроле Нива. По результатам краш-теста этот автомобиль и вовсе не получил ни одной звезды, а общий балл составил всего 1,6 – это крайне низкий результат.

Что касается зарубежных конкурентов, то здесь выделяют Toyota RAV4 второго поколения, которая вполне ожидаемо по безопасности превосходит любой отечественный автомобиль. По европейской системе Euro NCAP японский внедорожник получил максимальные пять звёзд. Следующий конкурент, Рено Дастер, получил четыре звезды по системе Latin NCAP и три звезды по европейской программе.

Ульяновский автомобильный завод сделал прорыв, создав современный рамный внедорожник. По сравнению с УАЗ 469 и другими разработками Советского Союза это абсолютно другой автомобиль. По сей день отечественные машины считаются одними из самых небезопасных. Остаётся надеяться, что в ближайшем будущем производитель машин УАЗ переймет опыт «АвтоВАЗа» и уделит вопросам безопасности больше внимания при разработке новых моделей и модернизации старых.

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов. Ваш голос сможет стать первым)
Загрузка...
Последние статьи